"Голос" моей машины
Чтобы звуковой сигнал автомобиля был различимее
в условиях городского шума, его делают двуголосным, т.е. оба клаксона
звучат одновременно. При этом звуковысотное соотношение тонов обычно
устанавливают близким к малой терции, которая, являясь основой минорного
аккорда(трезвучия), вызывает у человека ощущение тревоги. Один из
тонов называют (разумеется, условно) высоким, а второй - низким.
Так, клаксон С-308 низкого тона излучает звуковые колебания частотой
415 Гц, в то время как клаксон С-309 высокого тона - 495 Гц.
Резко контрастирует автомобильный сигнал на фоне
ему подобных при поочередном звучании клаксонов. Именно так звучит
сигнал некоторых спецмашин, поэтому использовать его на индивидуальных
автомобилях и общегородском автотранспорте запрещено правилами дорожного
движения.
Но есть и другой путь - достаточно лишь на короткое
время задерживать включение сигнала низкого тона относительно сигнала
высокого, и различимость звучания в целом заметно улучшится. Для
реализации задержки включения нужно ввести в цепь сигнала низкого
тона автомобиля реле времени. После окончания времени выдержки реле
(оно не должно превышать секунды) оба клаксона, как и обычно, звучат
одновременно.
Разница в работе клаксонов незначительна, но зато
различимость их звучания (или, как говорят специалисты, полетность,
т.е. легкость слухового обнаружения звучания даже при знанительном
уровне шума) существенно выше. Следует заметить, что в первое время
после переделки "голос" машины кажется чужим и даже неприятным,
но очень скоро становится привычным и легко различимым среди подобных.
Это важно, в первую очередь, в тех случаях, когда машина, оснащенная
автосторожем, стоит на неохраняемой стоянке, где одновременно находится
много автомобилей. Необходимо быстро и уверенно определить, не ваша
ли машина подает сигнал тревоги. Такой необычный звук к тому же
лучше воспринимают пешеходы и другие участники движения.
|
Реализовать реле времени можно по-разному. На
рис. 1 показана схема одного из возможных его вариантов. Реле собрано
на транзисторе VT1. Требуемую временную задержку обеспечивает цепь
R1C1. Здесь НА1 - клаксон высокого тона, а НА2 - низкого; оба входят
в состав системы электрооборудования автомобиля. Клаксон НА1 включает
контактная группа К2.1 реле сигналов автомобиля (обмотка этого реле
на рис. 1 не показана), а НА2 - контактная группа К1.1 дополнительного
реле К1. Диоды VD1, VD2, VD3 служат для подавления импульсов напряжения
самоиндукции, возникающих на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2.
Когда устройство обесточено (контакты К2.1 разомкнуты),
клаксоны выключены, конденсатор С1 разряжен. После срабатывания
реле сигналов и замыкания контактов К2.1 немедленно включается клаксон
НА1 высокого тона. Одновременно начинается зарядка конденсатора
С1 через резистор R1. Когда он зарядится настолько, что откроется
транзистор VT1 и сработает реле К1, контакты К1.1 включат клаксон
НА2 низкого тона.
Задержка его включения зависит от параметров цепи
R1C1. При указанных на схеме типономиналах деталей она близка к
1 с. Далее оба клаксона НА1, НА2 звучат одновременно.
После размыкания контактов К2.1 оба клаксона выключатся
и конденсатор С1 очень быстро разрядится через резистор R2 и эмиттерный
переход транзистора VT1 - устройство снова готово к работе.
Если нажатие на кнопку подачи звукового сигнала
(на руле автомобиля) будет кратковременным (менее 1 с), сработает
лишь клаксон НА1, а НА2 включиться не успеет. Ясно, что такой режим
ручной подачи сигнала способствует уменьшению общего городского
шума.
Описанное реле времени легко смонтировать на современном
автомобиле с двумя клаксонами (например, на "Москвиче" АЗЛК-2141),
у которого, как правило, они включаются контактами специального
реле сигналов. Клаксон такой машины имеет всего один - плюсовой
- зажим, минусовым выводом служит корпус клаксона.
На автомобилях старых моделей, например, ВАЗ-2101,
для управления клаксонами не использовали промежуточного реле, а
сами они были подключены на автомобиле по распространенной прежде
двупроводной схеме. При этом каждый клаксон обычно имел два зажима,
один из которых был постоянно соединен с плюсовым проводом бортовой
сети.
Для таких машин более подходит схема, представленная
на рис. 2. По принципу работы это реле ничем не отличается от предыдущего.
Укажем лишь, что здесь SB1-контакты рулевой кнопки звукового сигнала.
В журнале "За рулем", 1993, N" 7, с. 38, 39 в
моей статье "Голос узнаете сразу" были описаны устройства, позволяющие
имитировать звук старинного клаксона с резиновой грушей (когда на
грушу нажимали, раздавался звук сравнительно высокого тона, а когда
отпускали -низкого). Они собраны на электромагнитных и тепловых
реле, поэтому довольно сложны, а надежность работы невысока.
Ниже описаны два электронных аналога этих устройств.
Несмотря на то, что в их составе также присутствует одно электромагнитное
реле, они проще в реализации и работают лучше. При нажатии на сигнальную
кнопку будет звучать клаксон высокого тона, а после ее отпускания
кратковременно прозвучит клаксон низкого тона.
Схема такого устройства применительно к современному
автомобилю показана на рис. 3. Здесь диоды VD1, VD4, VD5 служат
для подавления высоковольтных импульсов самоиндукции на обмотках
реле К1 и клаксонов НА1, НА2.
При замыкании контактов К2.1 реле сигналов звучит
клаксон НА1 и заряжается конденсатор С1 через резистор R2 и диод
VD2. Транзистор VT1 в это время закрыт, так как закрыт диод VD3.
Реле К1 обесточено, клаксон НА2 выключен.
После размыкания контактов К2.1 выключается клаксон
НА1, открывается диод VD3 и конденсатор С1 разряжается через резистор
R1, эмиттерный переход транзистора VT1, диод VD3 и обмотку клаксона
НА1. При этом транзистор открывается, срабатывает реле К1 и контактами
К1.1 включает клаксон НА2. После разрядки конденсатора (примерно
через секунду) транзистор закрывается, реле К1 отпускает якорь,
выключая клаксон НА2. Устройство снова готово к работе.
Если на автомобиле нет реле сигналов и клаксоны
включаются непосредственно контактами сигнальной кнопки на руле,
то устройство следует собирать по схеме на рис. 4. В нем диоды VD1,
VD4, VD5 - защитные, а VD2 и VD3, как и в предыдущем устройстве,
коммутируют цепи зарядки и разрядки конденсатора С1. По порядку
работы устройство тоже практически не отличается от предыдущего.
В заключение несколько замечаний, общих для всех
описанных в этой статье устройств. Реле времени везде настроено
на выдержку приблизительно 1 с. Если необходимо это время продлить,
нужно пропорционально увеличить сопротивление резистора R1, и наоборот.
Транзистор КТ829А можно заменить любым из этой
серии; годятся также транзисторы КТ972А и КТ972Б. Если же приобрести
указанные составные транзисторы не удалось, можно использовать составленные,
например, из транзисторов серий КТ801 или КТ807 и КТ815 или КТ817
(желательно выбирать наиболее высоковольтные по напряжению коллектор-эмиттер).
Во всех устройствах лучше всего использовать малогабаритные
реле 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11,
116.3747-10,116.3747-11,117.3747-10 или 117.3747-11, рассчитанные
на номинальное напряжение 12 В (см. статью В. Банникова "Малогабаритные
автомобильные электромагнитные реле в "Радио", 1994, №9, с. 42 и
№10, с. 41).
Диоды КД102А можно заменить на КД102Б, КД510А
или любые из серий КД103, КД109, КД226. Вместо КД213А подойдут КД213Б
или КД202 с буквенными индексами В, Д, Ж, К, М, Р. С диодами из
серии КД202 габариты устройства придется несколько увеличить. Если
пойти на еще большее увеличение размеров, то вместо КД213А можно
использовать диоды серий КД204, Д242, Д305. В силу кратковременности
работы устройств каких-либо теплоотводов для диодов или транзисторов
не требуется.
При любом отказе устройства для возврата к стандартному
варианту питания клаксонов достаточно замкнуть перемычкой контактную
группу К1.1.
В. БАННИКОВ, г. Москва, Радио №11, 1994 г., стр. 32
|