реклама   реклама реклама   реклама

КАТАЛОГ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ   
реклама   реклама

 

Реле указателя поворотов

   Реле указателя поворотов, установленное на транспортном средстве, предназначено для прерывистого включения сигнальных ламп перед маневрированием. Время от времени реле выходит из строя и встает вопрос о его ремонте или замене на самодельное. Кроме того, многие водители стремятся дополнительно оснастить свои автомобили звуковым сигнализатором включения указателя поворотов - это облегчает контроль за работой реле.
   Устройство способно работать как от двенадцативольтового источника тока, так и от шестивольтового, т.е. пригодно и для установки на многие модели мотоциклов. Периодичность включения ламп и звуковых сигналов - 1 с.
   Простота схемного решения обусловлена в основном применением микросхемы КР512ПС10, обладающей широкими возможностями. На этой микросхеме (DD1 на рис.1) собран задающий генератор, работающий на звуковой частоте 1 кГц. С выхода Q1 счетчика микросхемы прямоугольные импульсы частотой 1 Гц поступают на вход ключевого усилителя тока, собранного на транзисторах VT1-VT4. На базу транзистора VT1, кроме этого, поступают через резистор R2 импульсы с частотой 1 кГц непосредственно с задающего генератора.
   Параметрический стабилизатор VD1R3 служит для питания микросхемы DD1 стабильным напряжением. Ключевой усилитель тока питается нестабилизированным бортовым напряжением. Общее потребление тока устройством при выключенных сигнальных лампах не превышает 7 мА, поэтому отдельного выключателя питания в реле не предусмотрено.


Рис. 1

  принципиальная схема в формате TIFF 1024 x 463, 300 dpi (90k zip) >> 
 
печатная плата в формате TIFF 1024 x 735, 300 dpi (100k zip) >> 


   После включения указателя поворотов (то есть перевода переключателя SA1 в положение, например, "П", что соответствует повороту вправо) составной транзистор VT3VT4 начинает периодически открываться, входя в насыщение. Время, в течение которого составной транзистор насыщен, равно 0,5 с. Следующие 0,5 с этот транзистор с частотой 1 кГц переходит из активного состояния в закрытое.
   Форму напряжения на сигнальных лампах иллюстрирует рис.2 (график соответствует напряжению бортовой сети Uбс=6В). В течение половины периода напряженней, на лампах HL3, HL4 постоянно и равно 5,5 В, поэтому они светят практически полным накалом. В течение второго полупериода напряжение Uл представляет собой последовательность коротких импульсов с частотой 1 кГц, лампы практически не светят, хоть их нити и остаются горячими. При этом падение напряжения на лампах HL3, HL4 передается через диод VD2 на звукоизлучатель НА1, который воспроизводит звуковой сигнал частотой 1 кГц.
   При работе реле от бортовой сети с напряжением 12 В резистор R3 следует заменить на другой, сопротивлением 1,5 кОм в мощностью 1 Вт. Уменьшить громкость звучания сигнала можно включением последовательно со звукоизлучателем НА1 резистора сопротивлением 51...82 Ом.
   В реле поворотов могут быть применены резисторы МТ, ОМЛТ, С2-33А с мощностью рассеяния не менее 0,25 Вт. Конденсатор С1 - КЛС, КМ или К10-17. Транзисторы КТ315В заменимы на КГ312А, КТ608А, КТ603А; КТ313Б- на КТ630Г; ГТ806А - на ГТ701А. Вместо составного транзистора (VT3VT4) можно использовать КТ825А или КТ825Б, а вместо диодов КД102Б - любые другие с прямым током не менее 0,3 А.
   В качестве звукоизлучателя подойдет телефонный капсюль с сопротивлением не менее 50 Ом. Переключатель SA1 - тумблер П2Т-14 или любой другой со средним положением и допустимым током через контакты не менее 4 А.
   Все детали реле указателя поворотов, кроме тумблера и капсюля, смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Транзистор VT4 следует установить на массивный теплоотвод, прикрепленный к плате. Плату и капсюль размещают в коробке из листового дюралюминия, которую крепят в удобном для водителя месте.
   При правильном монтаже и исправных деталях реле налаживания не требует. Если в бортовой сети переменное напряжение, ключевой усилитель тока следует питать через выпрямитель, а микросхему - от батареи из трех гальванических элементов 316,343,373 или от батареи 3336. При таком питании необходимость в параметрическом стабилизаторе отпадает.

Рис. 2

    А. ИВАНОВ, г. Омск


   P.S. Для более устойчивой работы транзистора VT4 следует его эмитгерный переход зашунтировать резистором сопротивлением 200...300 Ом мощностью 1 Вт.

    Радио №7, 1993 г., стр.35

 

TopList








реклама   реклама реклама   реклама

© 2000 - 2003   Schematic Diagram Catalog
Сайт создан в системе uCoz