Реле указателя поворотов
Реле указателя поворотов, установленное на транспортном
средстве, предназначено для прерывистого включения сигнальных ламп
перед маневрированием. Время от времени реле выходит из строя и встает
вопрос о его ремонте или замене на самодельное. Кроме того, многие
водители стремятся дополнительно оснастить свои автомобили звуковым
сигнализатором включения указателя поворотов - это облегчает контроль
за работой реле.
Устройство способно работать как от двенадцативольтового
источника тока, так и от шестивольтового, т.е. пригодно и для установки
на многие модели мотоциклов. Периодичность включения ламп и звуковых
сигналов - 1 с.
Простота схемного решения обусловлена в основном
применением микросхемы КР512ПС10, обладающей широкими возможностями.
На этой микросхеме (DD1 на рис.1) собран задающий генератор, работающий
на звуковой частоте 1 кГц. С выхода Q1 счетчика микросхемы прямоугольные
импульсы частотой 1 Гц поступают на вход ключевого усилителя тока,
собранного на транзисторах VT1-VT4. На базу транзистора VT1, кроме
этого, поступают через резистор R2 импульсы с частотой 1 кГц непосредственно
с задающего генератора.
Параметрический стабилизатор VD1R3 служит для питания
микросхемы DD1 стабильным напряжением. Ключевой усилитель тока питается
нестабилизированным бортовым напряжением. Общее потребление тока устройством
при выключенных сигнальных лампах не превышает 7 мА, поэтому отдельного
выключателя питания в реле не предусмотрено.
|
После включения указателя поворотов (то есть перевода
переключателя SA1 в положение, например, "П", что соответствует
повороту вправо) составной транзистор VT3VT4 начинает периодически
открываться, входя в насыщение. Время, в течение которого составной
транзистор насыщен, равно 0,5 с. Следующие 0,5 с этот транзистор
с частотой 1 кГц переходит из активного состояния в закрытое.
Форму напряжения на сигнальных лампах иллюстрирует
рис.2 (график соответствует напряжению бортовой сети Uбс=6В). В
течение половины периода напряженней, на лампах HL3, HL4 постоянно
и равно 5,5 В, поэтому они светят практически полным накалом. В
течение второго полупериода напряжение Uл представляет собой последовательность
коротких импульсов с частотой 1 кГц, лампы практически не светят,
хоть их нити и остаются горячими. При этом падение напряжения на
лампах HL3, HL4 передается через диод VD2 на звукоизлучатель НА1,
который воспроизводит звуковой сигнал частотой 1 кГц.
При работе реле от бортовой сети с напряжением
12 В резистор R3 следует заменить на другой, сопротивлением 1,5
кОм в мощностью 1 Вт. Уменьшить громкость звучания сигнала можно
включением последовательно со звукоизлучателем НА1 резистора сопротивлением
51...82 Ом.
В реле поворотов могут быть применены резисторы
МТ, ОМЛТ, С2-33А с мощностью рассеяния не менее 0,25 Вт. Конденсатор
С1 - КЛС, КМ или К10-17. Транзисторы КТ315В заменимы на КГ312А,
КТ608А, КТ603А; КТ313Б- на КТ630Г; ГТ806А - на ГТ701А. Вместо составного
транзистора (VT3VT4) можно использовать КТ825А или КТ825Б, а вместо
диодов КД102Б - любые другие с прямым током не менее 0,3 А.
В качестве звукоизлучателя подойдет телефонный
капсюль с сопротивлением не менее 50 Ом. Переключатель SA1 - тумблер
П2Т-14 или любой другой со средним положением и допустимым током
через контакты не менее 4 А.
Все детали реле указателя поворотов, кроме тумблера
и капсюля, смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита
толщиной 1,5 мм. Транзистор VT4 следует установить на массивный
теплоотвод, прикрепленный к плате. Плату и капсюль размещают в коробке
из листового дюралюминия, которую крепят в удобном для водителя
месте.
При правильном монтаже и исправных деталях реле
налаживания не требует. Если в бортовой сети переменное напряжение,
ключевой усилитель тока следует питать через выпрямитель, а микросхему
- от батареи из трех гальванических элементов 316,343,373 или от
батареи 3336. При таком питании необходимость в параметрическом
стабилизаторе отпадает.
Рис. 2
P.S. Для более устойчивой
работы транзистора VT4 следует его эмитгерный переход зашунтировать
резистором сопротивлением 200...300 Ом мощностью 1 Вт.
Радио №7,
1993 г., стр.35
|