Пробник-индикатор
Проверяя проводку автомобиля и отыскивая неисправности
в его электрооборудовании, водитель зачастую имеет в своем распоряжении
лишь контрольную лампу. Но ведь ею нельзя проверить, скажем, исправность
конденсатора, наличие высокого напряжения на свечах зажигания, целость
провода сигнальной цепи. А без этого порою невозможно поставить
диагноз неисправности.
Чтобы перечисленные работы можно было осуществить
в пути, нужно запастись сравнительно простым и обладающим широкими
возможностями пробником, собранным по схеме, изображенной на рис.1.
Пробник удобен тем, что при работе с ним не понадобится никаких
соединительных проводников для подключения к проверяемым цепям -
их роль выполняют... руки автолюбителя.
На трех транзисторах разной структуры выполнен
усилитель постоянного тока, нагруженный на светодиод HL1. В исходном
состоянии транзисторы закрыты, светодиод погашен. Но стоит подать
на щуп ХР1 и сенсор Е2 постоянное напряжение (плюс его должен быть
на щупе) 5,5 В и более, как через резисторы R1-R3 и эмиттерный переход
транзистора VT1 потечет ток. Светодиод зажжется. Нетрудно подсчитать,
что пробник "срабатывает" при входном токе менее микроампера. Вот
почему соединительный проводник, например, между сенсором Е2 и корпусом
автомобиля не нужен - достаточно коснуться одной рукой сенсора,
а другой взяться за любую металлическую деталь, прикрепленную к
корпусу, чтобы щупом можно было проверять напряжение в разных точках
проводки.
|
Если нужно проверить целость какого-то проводника
или участка цепи, к ним подключают щуп и сенсор Е1. Теперь через
исследуемую цепь и резисторы R1, R3 потечет ток от источника питания
GB1. Светодиод вновь вспыхнет.
В пробнике могут быть использованы другие маломощные
кремниевые транзисторы соответствующей структуры (VT1 - n-p-n, VT2,
VT3 - p-n-p) с коэффициентом передачи тока не менее 50 и возможно
меньшим обратным током коллектора. Вместо светодиода АЛ310А подойдет,
например, АЛ307А, АЛ307Б или другой светодиод с постоянным прямым
напряжением не более 2 В при токе 10 мА. Резисторы - МЛТ-0,125 и
МЛТ-0,25 (R2), источник питании - два малогабаритных аккумулятора
(Д-0,06, РЦ53, Д-0,1), соединенные последовательно.
Детали пробника, за исключением резистора R2 и
светодиода, монтируют на плате размерами 18х14 мм. Плату вставляют
в корпус из любого изоляционного материала (например органического
стекла) размерами 102х27х11 мм (рис. 2). Щупом ХР1 служит заостренный
медный штырь, сенсорами Е1 и Е2 - укороченные винты М4 с полукруглой
головкой, ввинченные в корпус. Резистор R2 припаивают (внутри корпуса)
между сенсором Е2 и платой, светодиод вклеивают в отверстие на боковой
стенке корпуса. Аккумуляторы размещают в отсеке, закрываемом крышкой.
Поскольку отдельного выключателя в пробнике нет, при длительном
бездействии прибора аккумуляторы вынимают из отсека.
Налаживание пробника-индикатора сводится к подбору
резистора R4. Его сопротивление должно быть таким, чтобы светодиод
зажигался при подаче на щуп ХР1 относительно сенсора Е2 постоянного
напряжения 5,5 В. После этого между щупом и сенсором Е1 включают
резистор сопротивлением 510 кОм - светодиод должен вспыхнуть. Если
этого нет, заменяют резистор R1 другим, с меньшим сопротивлением,
и вновь проверяют работу пробника при подаче на вход постоянного
напряжения.
Теперь о работе с пробником. Контролируя напряжение,
пальцем одной руки касаются сенсора Е2, другой рукой - "массы" автомобиля,
а щупом - нужных точек электрооборудования. При проверке целости
цепи пальцем одной руки касаются сенсора Е1, щупом - одного конца
цепи, а другой рукой - другого. Для исключения ошибки в индикации
из-за высокой чувствительности пробника, проверяют состояние светодиода
при касании проверяемой цепи только щупом пробника.
Для проверки конденсатора палец одной руки по-прежнему
держат на сенсоре Е1, щупом касаются одного вывода конденсатора,
а другой рукой - другого. Кратковременная вспышка светодиода в момент
подключения укажет на исправность конденсатора.
Чтобы проверить наличие высокого напряжения на
свечах, пробник приближают к высоковольтным проводам. Мерцание светодиода
укажет на разряды напряжения в камере сгорания.
Перед каждым измерением нужно проверять работоспособность
пробника, "замыкая" руками щуп и сенсор Е1. Если светодиод не зажигается,
следует проверить источник питания или качество контакта выводов
аккумуляторов с цепями устройства. Не забывайте периодически подзаряжать
аккумуляторы.
Рис. 2
В. ПОНОМАРЕВ, г. Челябинск, Радио №2, 1987 г., стр.54
|